Новости города БезФормата.Ru
Заокский
Главные новости
 
Задать вопрос?

Василий Поленов: «Я несказанно люблю евангельское повествование...»

Журнал «Третьяковская галерея»

Элеонора Пастон

В октябре этого года в Третьяковской галерее произошло знаменательное событие. В зале, посвященном творчеству Василия Дмитриевича Поленова, экспонировались два полотна художника из серии картин «Из жизни Христа» (1890—1900-е) — «Кто из вас без греха» (1908) и «Повинен смерти» (1906). Обнаруженные в одном из североамериканских учебных заведений, они были представлены аукционным домом Bonhams на предварительном показе лотов.

Создание цикла картин «Из жизни Христа» Поленов считал «главным трудом своей жизни» 1 . Это обстоятельство уже само по себе побуждало исследователей обратить особое внимание на евангельские темы в творчестве художника. Однако эта серия в своей целостности известна лишь по репродукциям в изданном Поленовым альбоме «Из жизни Христа«, ставшим библиографической редкостью сразу же по выходе в свет 2 .

Еще в 1994 году организаторы персональной выставки Поленова, посвященной его 150-летнему юбилею, стремились наиболее полно представить работы, относящиеся к циклу «Из жизни Христа», чтобы показать все многообразие творчества художника, разносторонность его дарований и поисков. Но сделать это оказалось совсем не просто, поскольку картин из этой серии, включавшей в 1909 году 65 произведений, в российских музеях и частных коллекциях сохранилось незначительное количество. На юбилейной выставке экспонировались лишь некоторые из них: «Христос в пустыне» («Был в пустыне со зверями») и «Голгофа» («Предал дух»), подаренные Поленовым Вятскому художественному музею в пору его формирования в 1911 году, вариант-повторение картины «Мечты» (1894, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций), картины «На Генисаретском озере» (1888) и «Среди учителей» (1896, обе — ГТГ), вошедшие позже в серию в уменьшенном виде, а также эскизы будущих картин — «И был там», «Марфа приняла его в дом свой», «Иаков и Иоанн» (все — ГРМ), «Возвратился в Назарет», «Исполнялся премудрости», «Привели детей» (все — ГТГ), «Он учил» (Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко), «Тайная вечеря» (Тюменский областной музей изобразительных искусств) и другие работы.

Длительное время бытовала легенда о том, что основная часть произведений художника была вывезена в Соединенные Штаты Америки, и в настоящее время их местонахождение неизвестно. Отсюда понятен и тот огромный интерес к картинам «Кто из вас без греха» и «Повинен смерти» из вышеупомянутой серии, которые экспонировались в Третьяковской галерее. Эта выставка-показ аукционных лотов побудила вновь обратиться к материалам, раскрывающим историю создания и бытования произведений «Из жизни Христа».

История создания Поленовым картин на евангельские сюжеты охватывает несколько десятков лет творческого пути мастера. Приглашая Софью Андреевну Толстую посетить мастерскую в Москве, художник писал ей в 1908 году: «Я с большой радостью покажу Вам мои картины из жизни Христа, мой “Евангельский круг”, как я их называю. Я работаю над ними около сорока лет... попрошу Вас... взглянуть на работу, которой я посвятил почти всю жизнь» 3 .

Еще в юношеские годы, под впечатлением от грандиозного полотна Александра Иванова «Явление Христа народу» (1857, ГТГ) 4 , у него зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа» 5 . Осязаемые черты эта идея приобрела у Поленова, воспитанника Академии художеств, в 1868 году в замысле картины «Христос и грешница». Первые этюды и эскизы к ней были сделаны еще в 1872 и 1876 годах во время пенсионерской командировки в Италию и Францию. В 1881 году Поленов начал непосредственную работу над картиной, захватившей его в последующие шесть лет. Наибольшее влияние на художника в его трактовке евангельского сюжета оказала книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса». Воспринимая Христа вслед за Ренаном как историческую личность, Поленов хотел «доискаться исторической правды», считая, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности» 6 .

Для воссоздания «достоверности» обстановки, в которой происходили события, связанные с жизнью и деяниями Христа, он предпринял в 1881 — 1882 годах путешествие в Египет, Сирию и Палестину с заездом по пути в Грецию. Изучая везде характер местности, типы населения, архитектурные сооружения, а также их связь с окружающей природой, художник написал в поездке много этюдов и передал в них свое ощущение той своеобразной свето-воздушной среды на Востоке, которая отныне будет присутствовать в его картине и которая будет отмечена едва ли не всеми писавшими о ней критиками. Привезенные этюды были показаны Поленовым единой коллекцией на 13-й Передвижной выставке в 1885 году. Илья Остроухов вспоминал: «Это было нечто полное искреннего увлечения красочною красотою и в тоже время разрешавшее красочные задачи совершенно новым для русского художника и необычным для него путем. Поленов в этих этюдах открывал русскому художнику тайну новой красочной силы и пробуждал в нем смелость такого обращения с краской, о которой он раньше и не помышлял» 7 . Вся коллекция прямо с выставки была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым.

Между тем работа над картиной продолжалась: зимой 1883/84 года художник жил в Риме. Там он сделал бесчисленное количество эскизов для будущей серии «Из жизни Христа». Затем, в 1885 году, в усадьбе под Подольском, где он проводил лето, закончил угольный рисунок на холсте в размере будущего полотна. Непосредственно саму картину художник писал на протяжении двух лет, в 1886—1887 годах в Москве, в кабинете Саввы Ивановича Мамонтова в его доме на Садовой- Спасской улице. Таким образом, между первыми этюдами и окончанием полотна прошло пятнадцать лет.

Картина «Христос и грешница» была показана на 15-й Передвижной выставке в 1887 году. Перед зрителями предстала сцена, в содержании которой, по убеждению художника, заключалась идея добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», — сказал Христос в ответ на вопрос разгневанной толпы, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями). Как повествует Евангелие, люди, «обличаемы совестью», после его слов разошлись. «Где твои обвинители? — спросил Христос женщину, — никто не осудил тебя?» Она ответила: «Никто, Господи». Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Существенное значение художник придавал названию своей картины. Позже он с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною “Кто из вас без греха”. В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили “Христос и грешница”» 8 .

Картину Поленова приобрел на Передвижной выставке в Петербурге Александр III. Позже, с согласия императора, она была отправлена в Москву, где перед выставкой художник кое-что доработал в ней, после чего переправил дату ее создания на 1888 год. В 1897 году картина «Христос и грешница» поступила в учрежденный тогда Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей) 9 .

Грандиозное полотно Поленова получило многочисленные отзывы в прессе. «К великой моей радости, — писал художник, — многие поняли то, что я хотел сказать, и отозвались с сочувствием. Это мне дает смелость говорить еще, насколько хватит сил...» 10 .

Уже во время подготовительной работы над картиной «Христос и грешница», в 1884 году в Риме, он решает начать работу над серией картин «Из жизни Христа».

«Я несказанно люблю евангельское повествование, — писал Поленов в 1897 году, в преддверии непосредственной работы над картинами, — люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистую и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение, наконец, этот трагический, ужасный, но в то же время и грандиозный конец...» 11 .

В 1899 году Поленов совершил вторую поездку на Восток для сбора материала. Он вновь привез из путешествия в основном пейзажные этюды, которые были показаны в 1903 году на 31-й Передвижной выставке. Своей «свежестью» и «силой в красках» они произвели на зрителей не менее сильное впечатление, чем произведения, созданные им в начале 1880-х годов. Теперь особая роль этюдов в евангельском цикле картин становится более заметной по сравнению с работой над полотном «Христос и грешница». Более того, художник порой как бы сознательно стирает различия между этюдом и картиной. Недаром он называл свой этюдный материал «Путь Христа в пей- зажах» 12 .

На последнем этапе своей работы Поленов включил в серию произведений «Из жизни Христа» вариант-повторение картины «Христос и грешница». Он дал ей наконец то первоначальное название, которое выражало ее суть — «Кто из вас без греха» (1908). Именно эта картина и была представлена в октябре на выставке в Третьяковской галерее.

Делая повторение, художник не просто уменьшил размер полотна, но, оставив без перемены основное композиционное построение, изменил структуру отдельных частей и цветовую гамму картины. Обе ее части — левая, с Христом и группой учеников, и правая, с толпой книжников и фарисеев, влекущих женщину, стали более компактными. Изменения коснулись и цвета одежд Христа, его учеников и других персонажей. Общий колорит приобрел гармонию более приглушенных красок.

Еще одна картина, экспонировавшаяся на выставке в Третьяковской галерее — «Повинен смерти» (1906), — посвящена одному из драматических событий в жизни Иисуса, суду над ним синедриона. Суд, состоящий из старейшин и книжников, возглавляемый первосвященником Каиафой и заседавший в его в доме, собрался, чтобы найти обвинения против Христа.

Эпизоды этого события последовательно изложены в Евангелиях и Деяниях апостолов: лжесвидетельство, раздирание одежды первосвященником и решение синедриона — «Виновен и должен умереть». Протяженные во времени, они композиционно соединены в картине благодаря круговому движению, начинающемуся из глубины справа, от фигуры лжесвидетеля к первосвященнику и далее к старейшинам, объявляющим свое решение жестом протянутой руки. В это круговое движение, как в воронку, втянуты фигуры других членов синедриона, согласных с принятым решением. В картине Поленова изложенное в Евангелиях событие представлено единым сюжетом. Последовательность его эпизодов была хорошо известна зрителям по Священному писанию.

Показанные на выставке картины «Кто из вас без греха» и «Повинен смерти» — часть грандиозного замысла художника представить исторический характер евангельских событий, «доискаться исторической правды», дать «живой образ» Христа, «каким он был в действительности», и показать его «величие духа» 13 .

Поленов относился к созданию цикла картин «Из жизни Христа» настолько трепетно, что в 1906 году, еще до завершения работы, написал «художественное завещание». В нем, в частности, говорилось: «Приближаясь к концу главного труда моей жизни — изображения евангельской истории в последовательном ряде картин, но, не будучи уверен, что мне удастся исполнить дальнейшие, связанные с ним мои намерения, я обращаюсь к близким моим с просьбой завершить мой труд выполнением следующего.» 14 . Далее следуют распоряжения по поводу выставок, издания рукописи Поленова с «текстом, относящимся к евангельской истории» 15 и т.д. В пункте 12 читаем: «Мое художественное завещание было бы неполно, если бы я не упомянул о моих музыкальных набросках. Работая над евангельским кругом в образе и слове, я пытался передать мое настроение и звуками. Рядом с этим у меня создалось несколько произведений, которые я намеревался сделать тоже общим достоянием» 16 . Таким образом, в евангельской серии картин в полной мере воплотился универсализм Поленова.

В 1908 году работа Поленова над картинами цикла «Из жизни Христа» была в основном закончена. В том же году 58 картин экспонировалось в Петербурге, а через год в Москве и других городах были показаны все 64 произведения. Выставкам сопутствовал большой успех. Художник Л.О. Пастернак писал Поленову в мае 1909 года «.Публика (и огромная!) жадно смотрела и переживала высокие минуты — я давно не видал такого серьезного внимания и интереса» 17 .

В 1923 году Поленову предложили принять участие в Выставке русского искусства, организованной Народным комиссариатом просвещения в Нью- Йорке. На ней должны были экспонироваться около тысячи работ ста современных художников, представлявших все многообразие русского изобразительного искусства конца XIX — первой четверти XX века. Организаторы преследовали и коммерческие цели: предполагалось провести продажу картин. В семье художника долго совещались о возможности его участия в этом проекте, ведь предприятие казалось рискованным. Но «так как В.Д. [Поленову] давно хотелось, чтобы его картины «Из жизни Христа» побывали в Америке, то и мы решились», 18 — писала Н.В. Поленова, жена художника. Для этой выставки Поленов предоставил 12 произведений из евангельского цикла. Решено было послать картины: «Пошла в нагорную страну», «Среди учителей», «Стали искать», «Он учил», «Грешница», «Повинен смерти», «Моление о чаше», «Гефсиманский сад», «Смотрели издали», «Стерегли», «Стояла у гроба», «Возвестила плачущим» 19 .

Выставка была открыта 8 марта 1924 год в нью-йоркском отеле «Гранд Сентрал Палас» и продолжалась до 20 апреля. Она проводилась с большим успехом. Один из ее организаторов И.Э. Грабарь писал: «Тот несомненный успех, который наша выставка имеет в Нью-Йорке, гораздо острее и шумнее, чем успех знаменитой Дягилевской выставки в Осеннем Салоне 1905 г. Я это имею право утверждать, ибо принимал близкое участие в создании обеих» 20 .

Хуже складывались обстоятельства, связанные с коммерческой стороной дела. Устроители выставки И.Э. Грабарь, С.А. Виноградов, Е.И. Сомов, Ф.И. Захаров в своем письме в Москву констатировали, что «...несмотря на столь блестящий успех, выставка в крайне тяжелом положении» 21 . Заинтересованность американцев в приобретении работ русских художников оказалась, вопреки ожиданиям, достаточно низкой. Тем более удивительным был тот финансовый успех, который выпал на долю картин Поленова на евангельские сюжеты. Уже в первые дни после открытия выставки были приобретены четыре его работы.

Художник М.В. Нестеров писал в одном из писем по этому поводу: «На позапрошлой неделе меня посетили мои знакомцы — американцы. Один из них только что из Нью-Йорка и был на нашей выставке накануне вернисажа. Находит выставку нарядной, интересной и думает, что успех она иметь будет. Оттуда же, с выставки, идут вести пока не слишком радостные: за первую неделю из 914 номеров была продана всего двадцать одна вещь. Из коих четыре поленовских (12 т. долларов). Народу на вернисаже было около восьми тыс., на следующие дни от ста пятидесяти до девятисот человек... Мне говорят американцы, что у них есть обычай — “ждать прессы” и потом уже покупать... посмотрим» 22 . Отклики в прессе были самые восторженные. Выставку характеризовали как «потрясающее событие», благодаря которому можно «почувствовать настоящую русскую душу» 23 . Грабарь писал в это же время: «Мы, как говорится в таких случаях, имеем не просто хорошую прессу, а превосходную прессу» 24 .

Позже, в апреле, Нестеров писал А.П. Остроумовой-Лебедевой: «Цены вообще в Америке сейчас малые, от 200—300 долларов дают еще охотно, чем же ближе к тысяче, тем тяжелее и неохотнее. Из москвичей наибольший успех имеет Поленов с 12-ю картинами евангельского цикла. 4 из них проданы. Поленов — “гвоздь” выставки» 25 .

В отделе рукописей Третьяковской галереи, в «Материалах по организации «Русской художественной выставки» в Нью-Йорке (28/XI 1924 — 12/XII 1924)» имеется «Список картин, проданных Н.О. Гришковским 26 на русской художественной выставке» 27 . Вот выдержка из этого списка, касающаяся картин Поленова:

Март 1924
№ 626 Среди учителей В. Поленова Дол. 3000
№ 637 И он учил их 3500
№ 632 Смотрели издали 3500
Апрель 1924
№ 628Грешница 3000
№ 624 Пошла в Нагорную страну 750
№ 635 Возвестила плачущим 2000
Май 1924
№ 629 У Гефсимании 750
№ 631 Повинен смерти 3000
№ 634 Стояла у гроба 2000

Таким образом, Поленов на этой выставке оказался самым «дорогим» художником. Но самому художнику прислали в итоге лишь 6000 долларов за первые четыре проданные картины с вычетом 50 процентов в пользу государства. По окончании американской эпопеи уполномоченные лица перестали отвечать на письма с просьбами и требованиями выплаты денег, а также возвращения двух непроданных работ, о которых было известно лишь то, что они вернулись в Россию. С тех пор следы этих картин потерялись. Когда Поленов запросил у Д.Е. Дубровского 28 сведения о том когда, кому и за какую цену были проданы его картины, то из полученного ответа можно было понять, «что список проданных картин у С.А. Виноградова и у Дубровского не сходится, и вообще получается какой- то хаос» 29 .

Вполне возможно, устроители выставки, отвечавшие за коммерческую часть проекта и знавшие об абсолютном бескорыстии Поленова, посчитали, что художник не будет отстаивать свои права, несмотря на все лишения, которые он и его семья испытывали в это время 30 .

В 1924 году, уже после завершения выставки в Нью-Йорке, известный врач, предприниматель, издатель и страстный коллекционер И.И. Трояновский, инициатор этого выставочного проекта, писал художнику в своем поздравлении с 80-летием: «Как далеко то чудное время, когда я, начинающий, но уже страстный любитель, благоговейно и робко тронул звонок Вашей квартиры, придя к Вам, тогда уже славному художнику, с сотней трудовых грошей в кармане, после долгих и мучительных колебаний. И меня принял простой, нервный, чуткий, ласковый и деликатный, почти застенчивый человек, который сразу все понял, ободрил меня — и наделил сокровищами...» 31 . Таких счастливцев, которым Поленов продавал свои работы по мизерным ценам (это напоминало скорее подарок, замаскированный «в самой деликатной форме» 32 ), было довольно много. Чаще всего он попросту дарил свои произведения.

Созданный Поленовым музей в его усадьбе Борок на Оке, ставший «культурным центром для всей округи» (1902) и построенный в основном на его же средства Дом театрального просвещения (1915) были предназначены для широких народных масс. Эти начинания, как и все его творчество, были пронизаны идеей служения людям. Эстетическое миссионерство художника доходило иногда до курьезов. С.А. Виноградов, ученик Поленова и одна из ключевых фигур в организации американской выставки, описывал в своих воспоминаниях, чем оборачивалось иногда стремление художника «настоящее искусство приблизить к народу, или наоборот — народ к искусству». «И был такой случай:  выставив большую серию своих картин, назначил за них совершенно смешные цены, почти по стоимости только затраченного на них материала, желая сделать картины доступными простому люду. А картины все оптом скупил маклак, а потом цены назначил «поленовские», нормальные и по ним продавал картины. Затея, конечно, чисто барская вышла у Василия Дмитриевича и по-барски не практичная» 33 .

При этом «барского» в Поленове ничего и никогда не было. Он говорил о себе еще в начале своей карьеры художника, в 1874 году: «Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу. Всякую работу; конечно, больше всего живопись. Хотя подчас эта работа очень тяжелая или, скорее, трудная. Близкие мне люди все работники» 34 .

В конце жизни он делился в письме с одним из своих друзей: «Я воспользовался солнечной неделей, было вроде лета, но позолоченного, и наработал этюдов “целое количество”, как говорила Наталья в юности. Мне хочется на елку подарить друзьям на память. Я всегда любил больше всего работу и в разных ее видах — и в огороде, и в столярной, и на реке, и в мастерской. Поэтому мне дорого оставить друзьям как большим, так и малым, по кусочку этой работы.» 35 .

В Соединенных Штатах Поленов «оставил» весьма значительный «кусок» своей работы. Но его картинам «Кто из вас без греха» и «Повинен смерти» особенно повезло. На выставке их приобрел Чарльз Крейн, крупный промышленник, влиятельный общественный деятель, известный меценат, коллекционер русского искусства. Он был членом организационного комитета выставки и пожертвовал значительную сумму для покрытия расходов на ее устройство. В том же 1924 году Крейн подарил обе картины одному из учебных заведений. Долгие годы произведения Поленова украшали стены сначала научной библиотеки, а потом картинной галереи, и были доступны широкому американскому зрителю, как того и хотел художник.

Спустя многие десятилетия картины «Кто из вас без греха» и «Повинен смерти» привезли в Москву. В зале, посвященном творчеству Поленова, их смогли увидеть сотни посетителей. У многих из них возникло впечатление, что эти полотна всегда находились рядом с другими картинами Поленова («Среди учителей», «На Генисаретском озере», «Тайная вечеря», «Исполнялся премудрости»), — такое цельное и органичное впечатление произвели они на зрителей.

Во всех своих творческих замыслах Поленов, человек редкостного благородства и душевной тонкости, всегда стремился приносить людям радость, сделать их жизнь немного счастливее, светлее и насыщеннее от соприкосновения с прекрасным. Недаром он писал в 1888 году, вскоре после окончания картины «Христос и грешница»: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело» 36 .

Картины на евангельские темы позволили Поленову выразить свое отношение к важным для него нравственным проблемам. Руководствуясь всю свою жизнь идеей воспитания людей искусством, красотой и заключенной в ней гармонией, он создал в своей серии «Из жизни Христа» образ «патриархального золотого века» Галилеи и величественный, живой образ Иисуса, «Сына человеческого». Наверное, поэтому работу над евангельским циклом, которому Поленов «посвятил почти всю жизнь», он считал «главным трудом своей жизни».

 

  1. Цит. по: Поленов В.Д. Мое художественное завещание // Василий Дмитриевич Поленов: К 150-летию со дня рождения: Каталог выставки. М., 1994. С. 25 (далее — Поленов В.Д. Мое художественное завещание).
  2. Поленов В. Из жизни Христа: [Альбом]. [Прага, 1912].
  3. Письмо В.Д. Поленова к С.А. Толстой. [Борок]. 29 сентября 1908 г. Цит. по: Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова: Хроника семьи художников. М., 1964. С. 661 (далее — Сахарова Е.В. Хроника).
  4. Отец художника, Д.В. Поленов писал в 1858 году: «Маша (Мария Алексеевна, мать художника. — Э.П.) с детьми часто ходит в Академию единственно для картины Иванова, и дети, то есть старшие, замечают и судят очень порядочно. Понимают и восхищаются» (Цит. по: Сахарова Е.В. Там же. С. 50).
  5. РГАЛИ. Ф. 822. Оп. 1. Ед.хр. 1523. Остроухов И.С. Отрывки из статьи о Поленове.
  6. Сахарова Е.В. Там же. С. 619.
  7. РГАЛИ. Ф. 822. Оп. 1. Ед. хр. 1523. Остроухов И.С. Отрывки из статьи о Поленове.
  8. ОР ГТГ. Ф. 54. Ед. хр. 72. Л. 1. Письмо В.Д. Поленова к В.В. Воинову.
  9. В каталоге Государственного Русского музея картина Поленова опубликована с названием «Христос и Грешница» («Кто без греха?»). См.: Государственный Русский музей. Живопись XVIII — начала XX века: Каталог. Л., 1980. С. 233.
  10. Цит. по: Сахарова Е.В. Хроника. С. 393.
  11. Там же. С. 619.
  12. Там же. С. 783.
  13. См.: Письмо В.Д. Поленова к А.А. Горяйновой. [Москва]. 22 марта [18]97 г. Цит. по: Сахарова Е.В. Хроника. С. 618—619.
  14. Поленов В.Д. Мое художественное завещание. С. 25.
  15. Об этой рукописи Поленов писал Л.Н. Толстому: «Рядом с живописной работой идет у меня и письменная, или литературная; называется она «Иисус из Галилеи». Это свод в одно целое евангельских текстов и других новозаветных сказаний о Христе, снабженных моими примечаниями» (Цит. по: Сахарова Е.В. Хроника. С. 667).
  16. Поленов В.Д. Мое художественное завещание. С. 25.
  17. Сахарова Е.В. Там же. С. 666.
  18. ОР ГТГ. Ф. 10. Ед. хр. 5194. Л. 1. Письмо Н.В. Поленовой к И.С. Остроухову. 12.07.1927 г.
  19. Там же.
  20. Грабарь И. Письма. 1917-1941. М., 1977. С. 119.
  21. Землякова О., Леонидов В. Триумф в Америке // Русское искусство. 2004. №1. С. 35.
  22. Нестеров М.В. Письма. Избранное. Л., 1988. С. 297.
  23. Землякова О., Леонидов В. Там же. С. 35.
  24. Грабарь И. Там же. С. 115.
  25. Нестеров М.В. Там же. С. 298.
  26. Николай Осипович Гришковский помогал Грабарю, Виноградову и Сомову во время организации выставки и дальнейшего показа картин в США. См.: Землякова О., Леонидов В. Там же. С. 33.
  27. ОР ГТГ. Ф. 11. Ед. хр. 872. Л. 7.
  28. Председатель Комитета по организации американской выставки с ноября 1924 года.
  29. ОР ГТГ. Ф. 10. Ед. хр. 5194. Л. 2. Письмо Н.В. Поленовой к И.С. Остроухову. 12.07. 1927 г.
  30. В июле 1927 года Поленов был очень болен и остро нуждался в лечении. «Тяжело получать подачки и просить их, когда могли бы быть свои трудовые деньги, заработанные личным, большим трудом», — писала Н.В. Поленова (Там же. Л. 3).
  31. Цит. по: Сахарова Е.В. Хроника. С. 700.
  32. ОР ГТГ. Ф. 54. Ед.хр. 2574. Л. 2. Воспоминания А.М. Лангового о В.Д. Поленове.
  33. Виноградов С. Прежняя Москва. Воспоминания. Рига, 2001. С. 78.
  34. Цит. по: Сахарова Е.В. Там же. С. 149.
  35. Там же. С. 700-701.
  36. Цит. по: Сахарова Е.В. Хроника. С. 393.


Из частной коллекции - Газета ЗнамяСегодня в Богородицком дворце-музее состоялась презентация выставки живописи и графики советских художников "Переосмысление" из частной коллекции И. Фетисова.
12.08.2017 Газета Знамя
image004 - Газета Щекинский вестникДовольные, весёлые, отдохнувшие ребята из школы № 15 посёлка Первомайский вернулись из санатория «Алексин-бор».
11.08.2017 Газета Щекинский вестник
В Алексинском художественно-краеведческом музее прошла презентация выставки Александра Волкова — художника-педагога московской школы акварели Сергея Андрияки.
30.07.2017 Алексинские Вести
Share Tweet Share Share Email Comments В Суворовском краеведческом музее открыта выставка работ молодой местной художницы Олеси Никифоровой.
30.07.2017 Светлый Путь
В Узловском художественно-краеведческом музее открылась выставка репродукций картин И.К.Айвазовского «О, море, море!», посвящённая 200-летию со дня рождения художника.
30.07.2017 Газета Знамя
Выставка тульских художников «Радость природы» откроется в галерее «Ясная Поляна» - ИА Тульская служба новостейВыставка тульских художников «Радость природы» откроется в галерее «Ясная Поляна» откроется 28 июля в 17.00.
26.07.2017 ИА Тульская служба новостей
  Выставка является четвертой в цикле, посвящённом 95-летию образования СССР.
18.07.2017 Тульское музейное объединение
Туляков приглашают в музей Белобородова на программу «Сестры» - ИА Тульская служба новостейФилиал Тульского музейного объединения Мемориальный музей Н. И. Белобородова 29 сентября приглашает на программу «Сестры» («В Москву!
25.09.2017 ИА Тульская служба новостей
DSC_4476 - Газета Щекинский вестникВ Тульском кремле продолжается реализация проекта « Кремлевское подворье , в рамках которого все муниципальные образования региона устраивают праздничные концерты и выставки-ярмарки товаров представителей бизнеса.
24.09.2017 Газета Щекинский вестник
Уважаемые зрители. По вашим многочисленным просьбам мы уже сейчас открыли предварительную продажу билетов на детские новогодние спектакли с 23 декабря 2017 по 7 января 2018 года.
24.09.2017 Тульский академический театр драмы
Экспозицию для музея Станкостроения в Туле подготовят студенты ТулГУ - Myslo.RuМузей Станкостроения объявляет о сотрудничестве с Тульским государственным университетом.
24.09.2017 Myslo.Ru
Медведи, тигры и акробаты: премьера шоу «Баронеты» - ИА Тульская пресса.Ruв Туле 23 сентября в Тульском цирке прошла премьера шоу Гии Эрадзе «Баронеты».
24.09.2017 ИА Тульская пресса.Ru
Cостоялось 35-е заседание клуба краеведов «Веневский уезд» - Красное знамяВ Веневском краеведческом музее состоялось 35-е заседание клуба краеведов «Веневский уезд» .
24.09.2017 Красное знамя
IMG_8544-23-09-17-07-59 - Тульские СМИНа «Кремлевском подворье» в Туле были представлены Веневский, Богородицкий и Щекинский районы.
24.09.2017 Тульские СМИ
Алексинский ДК имени Чехова открыл двери для гостей - Алексинские ВестиСостоялось торжественное открытие Дома культуры имени Антона Павловича Чехова в микрорайоне Петровское.
24.09.2017 Алексинские Вести
IMG_4878 - Тульские СМИСостоялось торжественное открытие Дома культуры имени Антона Павловича Чехова в микрорайоне Петровское.
24.09.2017 Тульские СМИ
Гузов: В Поречье отремонтируют сельский клуб - ИА Тульская пресса.RuВ Тульской области продолжается реализация федеральной программы "100 сельских клубов" Глава администрации Дубенского района Кирилл Гузов рассказал корреспонденту «Тульской прессы» о реализации в районе программы по в
23.09.2017 ИА Тульская пресса.Ru
В Туле завершился XV Международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова - Красное знамяВ Тульском академическом театре драмы состоялась церемония закрытия XV Международного фестиваля военного кино имени Ю. Н. Озерова.
23.09.2017 Красное знамя
Тульский государственный хор выступил в Веневе - Красное знамяВ культурно-досуговом центре города Венева в рамках проекта Тульской филармонии « Шаг навстречу » состоялось выступление Тульского государственного хора.
23.09.2017 Красное знамя
Веневский район был представлен на «Кремлевском подворье» - Красное знамяСегодня на «Кремлевском подворье» в Туле были представлены Веневский, Богородицкий и Щекинский районы.
23.09.2017 Красное знамя
Ночью в Киреевском районе горело производственное здание - ИА Тульские новостиПрослушать новость Глубокой ночью 24 сентября в поселке Октябрьский Киреевского района загорелось производственное здание.
24.09.2017 ИА Тульские новости
В Узловском районе подросток признался в краже велосипеда через крышу сарая - ИА Тульская пресса.RuЖительница Узловой обратилась в полицию с заявлением о краже велосипеда из сарая на улице Пушкина.
24.09.2017 ИА Тульская пресса.Ru
В Новомосковске сгорели сараи - ИА Тульская служба новостейПожар произошел на Гвардейской. К месту горения прибыли 4 пожарных расчета, открытое горение было ликвидировано в короткие сроки.
23.09.2017 ИА Тульская служба новостей
cN9po0IoaI-800×600 - Тульские СМИ
В Киреевском районе сгорело производственное здание
На пульт диспетчера «Единой службы спасения-112» поступило сообщение о возгорании производственного здания, расположенного по адресу: Киреевский район, п. Октябрьский.
Тульские СМИ
1zRyWAcm1t-800×600 - Тульские СМИ
В Ефремовском районе сгорел дом
На пульт диспетчера «Единой службы спасения-112» поступило сообщение о возгорании жилого дома, расположенного по адресу: Ефремовский район, д. Сергиевка.
Тульские СМИ
dav - Тульские СМИ
В Кимовске жилой дом тушили два пожарных расчета
На пульт диспетчера «Единой службы спасения-112» поступило сообщение о возгорании жилого дома, расположенного по адресу: г. Кимовск, ул.
Тульские СМИ
DSC_4476 - Газета Щекинский вестникВ Тульском кремле продолжается реализация проекта « Кремлевское подворье , в рамках которого все муниципальные образования региона устраивают праздничные концерты и выставки-ярмарки товаров представителей бизнеса.
24.09.2017 Газета Щекинский вестник
Туляков приглашают в музей Белобородова на программу «Сестры» - ИА Тульская служба новостейФилиал Тульского музейного объединения Мемориальный музей Н. И. Белобородова 29 сентября приглашает на программу «Сестры» («В Москву!
25.09.2017 ИА Тульская служба новостей
IMG_4878 - Тульские СМИСостоялось торжественное открытие Дома культуры имени Антона Павловича Чехова в микрорайоне Петровское.
24.09.2017 Тульские СМИ
Cостоялось 35-е заседание клуба краеведов «Веневский уезд» - Красное знамя
Cостоялось 35-е заседание клуба краеведов «Веневский уезд»
В Веневском краеведческом музее состоялось 35-е заседание клуба краеведов «Веневский уезд» .
Красное знамя
Алексинский ДК имени Чехова открыл двери для гостей - Алексинские Вести
Алексинский ДК имени Чехова открыл двери для гостей
Состоялось торжественное открытие Дома культуры имени Антона Павловича Чехова в микрорайоне Петровское.
Алексинские Вести
Тульский государственный хор выступил в Веневе - Красное знамя
Тульский государственный хор выступил в Веневе
В культурно-досуговом центре города Венева в рамках проекта Тульской филармонии « Шаг навстречу » состоялось выступление Тульского государственного хора.
Красное знамя
Тульские школьники стали вторыми на «Президентских состязаниях» в Анапе - ИА Тульские новостиПрослушать новость Тульские школьники заняли второе место на «Президентских состязаниях».
25.09.2017 ИА Тульские новости
Перед матчем с «Арсеналом» «Уфу» эвакуировали из отеля - ИА Тульская служба новостейФутболистов «Уфы» эвакуировали из отеля перед матчем с «Арсеналом» из-за сообщения о бомбе.
24.09.2017 ИА Тульская служба новостей
"Арсенал" проиграл "Уфе" - Тульские ИзвестияВ Уфе завершилась игра между одноименным клубом и тульским "Арсеналом".  Матч закончился с минимальным поражением туляков со счётом 1:0 - на 77-й минуте мяч в ворота "Арсенала" отправил Сильвестр Игбун.
24.09.2017 Тульские Известия
Мотокросс в Крюково - Газета Знамя
Мотокросс в Крюково
24 сентября в д. Крюково Узловского района состоялись любительские соревнования по мотокроссу, в которых приняли участие более 50 человек из 7 регионов России (Калуга, Липецк, Рязань, Москва, Московская область, Тула,
Газета Знамя
Тульский «Арсенал» позволил «Уфе» выиграть - Молодой коммунар
Тульский «Арсенал» позволил «Уфе» выиграть
Фото: соцсети 24 сентября команды встречались в Уфе в рамках 11-ого тура чемпионата России по футболу.
Молодой коммунар
kyNXAs8OoAA - Тульские СМИ
В Узловой прошел турнир по мини-футболу
На спортивной площадке центра досуга детей и молодежи  состоялся турнир по мини-футболу среди дворовых команд.
Тульские СМИ
В Тульской области до +18 и малооблачно - ИА Тульские новостиПрослушать новость 25 сентября без осадков обещают синоптики в Тульской области.
25.09.2017 ИА Тульские новости
Тульские школьники стали вторыми на «Президентских состязаниях» в Анапе - ИА Тульские новостиПрослушать новость Тульские школьники заняли второе место на «Президентских состязаниях».
25.09.2017 ИА Тульские новости
В Щёкино у мужчины брат украл компьютер - Тульские ИзвестияВ Щёкино мужчина сообщил в полицию о том, что родственник украл у него ноутбук.
24.09.2017 Тульские Известия
Ночью в Киреевском районе горело производственное здание - ИА Тульские новостиПрослушать новость Глубокой ночью 24 сентября в поселке Октябрьский Киреевского района загорелось производственное здание.
24.09.2017 ИА Тульские новости
Алексей Дюмин - машиностроителям: Своим трудом вы придаёте новый импульс развитию отрасли - Тульские ИзвестияГубернатор Тульской области Алексей Дюмин поздравил представителей машиностроительной отрасли региона с профессиональным праздником.
24.09.2017 Тульские Известия